Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ESSE QUAM VIDERI! – БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ!

Приемная ректора
Приемная комиссия
+7 (3822) 529-655
+7 (3822) 528-385
Приемная ректора
+7 (3822) 529-655
Приемная комиссия
+7 (3822) 528-385

Томский экономико-юридический институт: история создания

В.В. Тирский

1.Как возникла идея создания негосударственного вуза.

Томский экономико-юридический институт создан 18 июня 1992 г. решением учредителей, в число которых входили Администрация Томской области, Томский городской совет, общественные организации, представители Томского государственного университета и Томского политехнического института..

Постановлением № 57 от 29 июля 1992 года Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации представленная институтом программа обучения по направлению «Юриспруденция» признана соответствующей государственным требованиям к высшему образованию. Институт получил лицензию на право ведения образовательной деятельности, и деятельность началась, вернее, была продолжена на новом правовом уровне.

Но «В начале было слово…», даже много слов и писем в разные инстанции. Исполняя функции заместителя декана юридического факультета, я по должности два года подряд участвовал в работе приемной комиссии ТГУ в качестве представителя факультета и видел, что много талантливых ребят не поступает в вуз из-за ограниченности выделяемых государством плановых студенческих мест. На одно место в разные годы по разным причинам претендовало от 4 до 10 человек, т.е. ежегодно от 300 до 900 желающих получить высшее юридическое образование оставалось вне вуза. И это только на одном факультете.

В ст. 40 Конституции СССР и в ст. 43 Конституции РСФСР провозглашалась гарантия бесплатного высшего образования, но реализовать эту гарантию не представлялось возможным. Кого и как принимали? Кто оказывался тем «счастливчиком», фамилия которого попадала в приказ о зачислении?

Зачисляли в университет на основании оценок, полученных на вступительных экзаменах (сочинение по русскому языку, история СССР, обществознание, иностранный язык). Экзамены принимали преподаватели университета с разных факультетов. Преподаватели юридического факультета в той или иной мере могли контролировать оценки по обществознанию, поэтому утверждение, что раньше был более профессиональный отбор абитуриентов по склонностям к освоению специальности, не соответствует действительности. Не уверен и в том, что раньше был более честный отбор абитуриентов, чем сейчас по результатам единого государственного экзамена. Из-за одной запятой в сочинении абитуриент мог остаться вне вуза, ибо надо было сдать все четыре экзамена на отлично, чтобы с уверенностью надеяться на зачисление.

Как удавалось частично разрешать противоречие между конституционной гарантией и реальностью? Брали так называемых «кандидатов в студенты», которые могли занять студенческое место, если оно освободится в течение учебного года. Иногда приглашали на освободившиеся места уже разъехавшихся по домам непоступивших абитуриентов, которые приступали к занятиям с опозданием. Среди них после окончания вуза оказывались, как правило, очень хорошие специалисты. Но это единичные случаи. А как удовлетворить потребности всей массы непоступивших? Вот и возникла идея дать им образование за их счет, если государство не справляется и не может обучать бесплатно всех желающих. Однако неоднократные выступления в центральной прессе, предложения, адресованные Министерству высшего образования и должностным лицам, понимания и поддержки не получали, отрицательные ответы содержали ссылку на конституционные положения о бесплатном государственном высшем образовании на основе конкурсного отбора.

Пришлось писать письма Президенту СССР М.С. Горбачеву, потом президенту РФ Б.Н. Ельцину. Депутатам первого Союза народных депутатов из Сибирского региона (Томск, Омск, Кемерово, Новосибирск) было направлено ходатайство об изменении Конституции РФ в части ограничения любых форм альтернативного высшего образования со своей концепцией развития высшего образования за счет средств самих обучающихся.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов внес изменение в Конституцию РФ, и новое руководство Министерства образования телеграммой пригласило меня для лицензирования вуза. Собрав необходимые по всем учебным дисциплинам программы, я прибыл в министерство. Со мною вместе подавал документы еще один энтузиаст из Екатеринбурга. Как нам сообщили в Министерстве, до нас получили лицензии два вуза из г.Москвы.

Программа нашего вуза была нестандартной. Все общеобразовательные дисциплины были перенесены на первый год обучения, чтобы не «разбавлять» ими профессиональную подготовку на последующих курсах обучения, введены некоторые новые и необычные для юристов предметы (например, основы высшей математики), зато иностранный язык перенесен с первого на старшие курсы с целью подготовки выпускников для поступления в магистратуру. Все это вызвало множество вопросов у экспертов, назначенных министерством из преподавателей юридического факультета Московского государственного университета. Программу удалось отстоять в бесконечных спорах с оппонентами, она потом была опубликована институтом отдельной брошюрой (14 тысяч экземпляров), разослана по стране и стала основой для юридических колледжей России. С некоторыми изменениями и дополнениями эта первая программа реализуется институтом по настоящее время.

29 июля 1992 г. институт получил лицензию н право ведения образовательной деятельности по программе высшего образования, а 31 июля, т.е. через 2 дня после этого, был опубликован Закон «Об образовании», закрепивший конституционное положение об альтернативных видах образования. Некоторые формулировки этого закона совпадали с теми, которые мы использовали в ранее направленных в Министерство письмах и документах. После издания Закона «Об образовании» 1992 г. началось интенсивное открытие негосударственных вузов. Государственные вузы начали ощущать конкуренцию и старались всячески опорочить и затормозить это бурное творческое движение. К сожалению, у них на поводу пошли наши властные структуры и вместо углубления конкурентных начал пошли привычным путем административных ограничений и запретов, по сути, дискриминации негосударственных вузов в глазах студентов и населения (налогообложение, отсутствие госзаказов на специалистов и др.). Но здравый смысл пробивает дорогу через тернии заблуждений и вредных привычек, как живая трава – асфальт, и мы надеемся, что в конце концов нормальные негосударственные вузы будут все-таки уравнены в правах с государственными.


2.Начало деятельности института

Первый набор студентов был объявлен сразу после получения лицензии (первая лицензия получена за 2 дня до опубликования закона «Об образовании» 1992 г., который законодательно закрепил право граждан обучаться за свой счет в негосударственных вузах) по юридическому адресу, указанному в лицензии, то есть по месту нахождения городского совета г. Томска, а фактически набор проводился в приемной председателя городского совета А.И. Черкасского и его заместителя Г.Я. Шапиро. К сентябрю 1992 г. набрали группу студентов и начали занятия в конференц-зале на первом этаже мэрии, а затем и в малом зале областной администрации. В ноябре к первой группе присоединилась еще одна. Работники обладминистрации стали выражать недовольство: любопытные студенты заглядывают на перерывах в кабинеты чиновников и мешают работать, перегружен гардероб, для техничек дополнительная работа. Пришлось искать другое место. Удалось арендовать бывшую парикмахерскую в Доме быта около кинотеатра им. М.Горького. После ремонта там располагалась администрация института, а занятия проводились в аудиториях филиала Академии госсужбы по пр. Ленина, 99. Через некоторое время удалось перебраться в здание бывшего обкома КПСС, где размещалась художественная галерея. Место исключительно престижное и комфортное, но и здесь надолго не задержались. Познавательная любознательность студентов, так необходимая в учебном процессе, оказалась неприемлемой для художественной галереи – ее руководителям не понравилось, что студенты не только смотрят на переменах картины, но и пытаются ощупывать их руками. Нас просто попросили освободить помещение в целях сохранения художественного фонда.

Выручил нас председатель облпотребсоюза Г. Михайлов, предоставив помещение для администрации и коференц-зал для занятий, что было весьма кстати, так как руководство филиала Академии госсужбы стало предъявлять претензии нашим студентам, умудрявшимся разбирать в аудиториях стулья, которые были намертво скручены железными болтами и до прихода наших студентов казались вечными.

Руководство вуза вело неустанный поиск своего автономного помещения и осмотрело десятки зданий в г.Томске, отыскивая подходящее. По разным причинам ни одно из зданий нам не подходило. Помог в очередной раз горсовет. По пр. Фрунзе строил дом И.И. Тютрин. Председатель горсовета пригласил его и настоятельно попросил выделить площади для нового вуза (небезвозмездно, конечно), что тот и сделал. Через некоторое время И.И. Тютрин предложил обменять эти площади на недострой в Университетской роще рядом с госуниверситетом и медуниверситетом. Вместе с другими пайщиками мы достраивали здание на средства, полученные от студентов в качестве платы за обучение.

Нам удалось так спланировать расположение комнат, что основные площади оказались задействованы под учебные аудитории, компьютерный класс и библиотеку. Административные помещения заняли минимальное количество квадратных метров. Например, небольшие кабинеты ректора и проректора по учебной работе разделены небольшим коридором, где располагается секретарь-референт. На три кабинета один общий служебный телефон. Подобным образом спланирована кафедра общеобразовательных дисциплин: два небольших технически оборудованных для изучения иностранного языка кабинета, а между ними небольшая прихожая и помещение кафедры, где находится секретарь. Необходимость жесткой экономии средств из-за отсутствия какой-либо бюджетной поддержки заставила рационально обустроить помещения с максимальным удобством для учебного процесса.

Осенью 1996 г. институт переехал в новое здание по адресу Московский тракт, 2Г, где и расположен по настоящее время. До этого официальный юридический адрес института был: пр. Ленина, 73 (здание администрации г.Томска), где проводили первый набор студентов.


3.Как подбирались преподаватели

С переездом в новое здание разрешилась проблема с собственным помещением, но не менее острой была проблема кадров. Каким бы красивым и рационально спланированным ни было новое здание, все - таки не оно определяет содержание и качество учебного процесса, а преподавательский состав. При государственной аккредитации, которую институт проходил неоднократно, учитываются два основных определяющих показателя: материальное обеспечение учебного процесса и кадровый потенциал преподавателей как штатных, так и совместителей. С совместителями проблем не было. Преподаватели юридического факультета ТГУ знали о создании нового вуза, комиссия экспертов из преподавателей факультета (И.В.Федоров, В.М. Зуев, А.К. Музеник) положительно оценила идею открытия нового вуза и доложила об этом на заседании ученого совета факультета. Поэтому они, как правило, соглашались сотрудничать.

Весной 1988 г. группа преподавателей юрфака ТГУ создала кооператив «Право» с целью повышения правовой грамотности населения, который проводил ежедневные консультации для отдельных лиц и учебные курсы для желающих по программам университета. Кооператив «Право» проводил и выездные университеты правовых знаний в других городах (Новосибирск, Барнаул, Улан-Удэ, Магадан и др.). Люди проявляли большой интерес к новеллам законодательства и платили деньги за лекции. Для нас это было удивительно, так как преподаватели юридического факультета обычно читали лекции для населения по линии общества «Знание» (Общество «Знание» и предоставило свое помещение (пр.Фрунзе, 3) для работы кооперативу «Право») и люди бесплатно на эти лекции не всегда шли охотно. Интерес людей к правовым знаниям и готовность оплачивать работу лекторов убеждали в необходимости создания чего-то более основательного, действующего постоянно. Не все члены кооператива «Право» с энтузиазмом приняли идею о создании стационарного учебного заведения, но некоторые согласились и составили свои учебные программы на уровне вузовских. В то же время некоторые преподаватели, не работавшие в кооперативе «Право», дали согласие на преподавание в новом вузе. Стационарные занятия с гарантированной заработной платой были для них привычней и понятней, чем кратковременные, в том числе с выездом в другие города, университеты правовых знаний, которые проводил кооператив «Право». Таким образом, первоначальный костяк преподавателей нового вуза составили доценты юридического факультета ТГУ. Со временем пришли на постоянную работу выпускники ТГУ и ТЭЮИ, защитившие кандидатские диссертации.

С момента создания вуза все преподаватели были сориентированы на высокую требовательность, на качество подготовки специалистов. При плохой подготовке специалистов новому вузу не удалось бы выдержать конкуренции с авторитетными вузами г.Томска. Уже на первой встрече со студентами первого курса я доводил логику наших требований: «Если на работу придет плохо подготовленный выпускник госвуза, работодатель не станет ругать вуз, в котором он учился, претензии будут к самому выпускнику. Если мы выпустим на рынок труда плохо подготовленного специалиста, то работодатель будет считать, что это новый вуз не умеет готовить специалистов». Поэтому мы не имеем права выпускать на рынок труда брак.

Более требовательными к себе и к преподавателям были студенты первых наборов. Отмечалось две тенденции. Одни студенты и их родители считали, что диплом выдадут, потому что за него внесены деньги. Другие, напротив, считали, что коль они пришли учиться и за это уплатили деньги, то преподаватели должны выкладываться перед ними без остатка. Были случаи, когда студенты фиксировали до минут начало и окончание лекций, а потом предъявляли ректорату претензии и требовали компенсировать недоданные часы и минуты дополнительными занятиями. От услуг некоторых преподавателей, позже начинавших и раньше заканчивавших лекции, пришлось отказаться. А среди тех, кто пришёл «купить корочки», весной начиналась настоящая учеба. Требовательность преподавателей приводила к тому, что 40% допущенных к сессии не получали зачетов и положительных оценок на экзаменах, прозревали и либо «брались за ум» и начинали лихорадочно погашать академические задолженности, либо отчислялись. Постепенно удалось привести обе тенденции к общему знаменателю, и студенты, которые доходят до госэкзаменов, усваивают за время обучения пределы взаимной требовательности студентов и преподавателей, выполняют предъявляемые требования. А поскольку большинство преподавателей работают в ТГУ, то и планка требований устанавливалась на уровне привычных для них норм ТГУ. Не всем студентам это нравится во время учебы, зато после окончания вуза они оказываются конкурентоспособными на рынке труда.

В целом состав штатных преподавателей сложился на уровне требований, предъявляемых при проведении государственной аккредитации вузов. В институте ежегодно проводятся научно-методические конференции, материалы которых публикуются. Защищаются кандидатские диссертации, издаются монографии. Учебные дисциплины обеспечены методическими пособиями. Я всегда говорил, что вуз можно считать состоявшимся, когда его выпускники защитят диссертации, получат ученые степени и вернутся в свой вуз преподавателями. Трое таких выпускников уже работают в ТЭЮИ в качестве доцентов, а один из них возглавляет Новосибирский филиал ТЭЮИ.

В 2012 г. ТЭЮИ объявляет набор по следующим направлениям обучения: юриспруденция; экономика (финансы и кредит, коммерция, бухгалтерский учет и аудит); менеджмент; торговое дело. По направлению «Юриспруденция» у нас четыре выпускающие кафедры, студенты сдают государственные экзамены обязательно по теории государства и права, по выбору конституционное право либо гражданское право, либо трудовое право и право социального обеспечения, либо уголовное право и уголовно-процессуальное право. После успешной сдачи экзаменов защищается выпускная квалификационная работа. По другим направлениям работают кафедры экономики и менеджмента. Кафедра общеобразовательных дисциплин работает по всем направлениям.

Лучшей характеристикой работы преподавательского состава можно и нужно считать трудоустройство выпускников и отзывы о них работодателей. За прошедшее время все выпускники находили работу, нареканий от работодателей на качество подготовки не поступало.

На сайте института открыта рубрика «Выпускники ТЭЮИ». Всем выпускникам мы предоставляем место на сайте для размещения фотографии и краткой информации о себе с указанием года окончания ТЭЮИ. Любой вуз прежде всего характеризует качество подготовки его выпускников.


4.О работниках института

Институт без работающих в нем людей понятие абстрактное. Сначала появляется администрация – ректор, проректор по учебной работе, главный бухгалтер (В.В. Тирский, Л.И. Уханов, Н.А. Рябцева). Затем начинается подбор преподавателей и штатных работников, обеспечивающих набор абитуриентов и учебный процесс. Часть преподавателей дала согласие участвовать в составлении учебных программ до открытия института, так как все программы надо было представить в учебно-методическое объединение и Министерство образования до получения лицензии. Дело было новое, и не все преподаватели готовы были рисковать. Даже из членов кооператива «Право» сразу и охотно согласилась сотрудничать только В.И. Савич и В.М. Чернов. Из преподавателей юридического факультета в первые годы работали А.М. Барнашов, И.Б. Калинин, Г.Я. Клименко, Н.И. Ланкин, Р.П. Мананкова, В.И. Михалев, А.К. Музеник, Ф.А. Муртаза-оглы, Г.Л. Осокина, А.Ф. Скутин, Ю.К. Якимович. Некоторое время профессор Р.П.Мананкова и доцент И.Б. Калинин заведовали кафедрой гражданского права. А.Ф. Скутин в 1997 – 2009 гг. был председателем итоговой, а затем государственной экзаменационной комиссии. Таким образом, институт зародился в недрах юридического факультета ТГУ и первые годы обеспечивал учебный процесс в основном преподавательским составом юрфака ТГУ, постепенно формируя свой кадровый потенциал.

После окончания депутатского срока в Госдуме РФ на кафедру уголовного права пришел профессор В.Д. Филимонов. После защиты кандидатских диссертаций на должности доцентов избраны М.Н. Суровцова, которая возглавила кафедру гражданского права и процесса, и Г.Г. Пашкова, которая стала заведующей кафедрой трудового права после её открытия, Н.Н.Сенин возглавляет кафедру теории и практики государственного строительства. С 1992 г. кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики заведовал доцент Н.И. Ланкин, а после его смерти в 2010 году кафедру возглавил доцент С.Л. Лонь. Кафедру общеобразовательных дисциплин возглавлял профессор В.П. Андреев, а после его смерти в 2010 г. ее принял доцент К.В. Фадеев. Долгое время на этой кафедре работал доктор исторических наук профессор А.С.Шевляков. Под его руководством студенты ТЭЮИ неоднократно побеждали на межвузовских предметных олимпиадах по отечественной истории.

Особо хотелось бы отметить участие в деятельности института профессора В.Д. Филимонова, который после двух сроков депутатства в Госдуме РФ согласился стать штатным профессором ТЭЮИ, написал несколько монографий, читает спецкурс по уголовному праву студентам выпускного курса, консультирует дипломников, аспирантов, соискателей, начинающих преподавателей.

Все время работы в институте защитили кандидатские диссертации Г.Г. Пашкова, О.Н. Римская, О.М. Бабанская, В.Н. Салата, Н.В. Демидов, И.А. Чернышев, а также некоторые совместители из других вузов. Статьи преподавателей ТЭЮИ публикуются в центральных СМИ и профессиональных журналах. Авторами изданных институтом монографий являются М.Н. Суровцова, Г.Г. Пашкова, Н.Н. Сенин, Н.С. Соколовская, К.Н. Тараленко, О.Н. Римская, Н.В. Демидов. Совместно с ТГУ выпущены сборники научных работ по гражданскиму и трудовому праву. Надеемся, что в ближайшие годы защитят кандидатские диссертации преподаватели ТЭЮИ О.Ю. Шестакова, Н.В. Чуева, А.С. Шипилов.

Но самое приятное, что хотелось бы особо отметить, начали защищать кандидатские диссертации наши выпускники (А.В. Ковалев и Е.В. Тирская – в Москве, где и работают сейчас; А.М. Баксалова, Н.С. Соколовская, К.Н. Тараленко - в Томске, работают сейчас доцентами ТЭЮИ). К.Н. Тараленко назначен Советом учредителей ТЭЮИ директором Новосибирского филиала ТЭЮИ. Радует устойчивость преподавательского состава. Даже среди совместителей некоторые преподаватели работают с первых лет создания института.

Огромный вклад внесли в становление института работающие почти с момента его создания В.Г. Новокшонова (проректор по развитию), С.Л. Сокольников (проректор по хозяйственной и административной работе), Э.С. Лихачева (помощник ректора, секретарь-референт), Н.С. Барковская (заведующая библиотекой), Ф.В. Смирнов (на пенсии; в ТЭЮИ не работает с 2008 года). Этот «костяк» института создавал вокруг себя доброжелательный социальный микроклимат, помогая новичкам адаптироваться к условиям вуза. Многие выпускники приходят в институт поделиться своими успехами и заботами либо позаниматься в его уютном читальном зале и компьютерном классе.

С чувством безмерной благодарности вспоминаю преподавателей ТГУ, которые поддерживали ростки возникающего в недрах юридического факультета нового института (В.Ф. Волович, И.В.Федоров, В.М. Зуев, А.К. Музеник и др.) и дали положительную экспертную оценку его первым программам.

Традиции ТГУ и высокую требовательность к качеству образования помогали переносить в институт те преподаватели, которые на первых порах смело решились работать в новом для всех вузе: В.И. Савич, В.М. Чернов, Н.Р. Сапунов, А.М. Барнашов, Р.П. Мананкова, Г.Л. Осокина, В.М. Лебедев, Н.И.Ланкин, А.К. Музеник, Ю.Я. Якимович, А.С. Шевляков. Ясно, что свои квалифицированные кадры появились в институте позднее не без помощи ТГУ. Так, например, два аспиранта В.М. Лебедева (Н.В. Демидов, В.Н. Салата) после защиты кандидатских диссертаций избраны доцентами ТЭЮИ. Директор Новосибирского филиала К. Н. Тареленко – бывший аспирант профессора Л. М. Прозументова; заведующий кафедрой теории и практики государственного строительства Н.Н Сенин и доцент А. М. Баксалова закончили аспирантуру под руководством профессора Ю.Я. Якимовича. Научным руководителем у доцента Н.С. Соколовской был заведующий кафедрой уголовного процесса ТГУ М.Н. Свиридов, у М.Н Суровцовой – профессор Р.П. Мананкова, у Г.Г Пашковой – доцент В.С. Аракчеев. Поэтому с ТГУ у института генетически прочные научные и учебно-методические связи по сей день, но постепенно штатный состав преподавателей становится самодостаточным для проведения учебного процесса. Более того, теперь уже нередко штатные преподаватели ТЭЮИ являются совместителями в других вузах.

Таким образом, все сотрудники института, начавшие работать в первые годы после его создания, сознательно или не сознавая того оказались первопроходцами в развитии негосударственного сектора высшего образования в России.


5.Новосибирский филиал

Новосибирский филиал ТЭЮИ открыт 6 июня 1993 года на площадях Новосибирского института народного хозяйства. На основании договора, подписанного ректорами П. Шеметовым и В. Тирским, ТЭЮИ получил комнату с сейфом и столом и взял заем для оплаты объявления в газете о начале набора студентов. Первой студенткой филиала стала Н. Петухова, которую привел отец-предприниматель. Он поверил руководству филиала и внес плату за обучение, с чего и началось самостоятельное функционирование филиала на полной самоуправляемости.

Попытка открыть филиал в г.Новосибирске предпринималась в течение всего 1992 года, но не находилось соответствующего руководителя. Несколько претендентов пытались развернуть деятельность, но по разным причинам им это не удалось. Пришлось искать руководителя в г.Томске. Удалось уговорить аспирантку филологического факультета ТГУ В.И. Левашову, которая творчески принялась за дело и вместе с бухгалтером Г.Г. Сизовой сумела развернуть деятельность филиала по направлению «Юриспруденция». Филиал пользовался спросом. Был год, когда на первый курс поступило 242 человека.

В отличие от Томска, где институт возник в недрах юридического факультета ТГУ и развивался при его активной помощи, в Новосибирске открытие филиала ТЭЮИ было воспринято болезненно, как посягательство на высокий авторитет местного юридического факультета, являющегося филиалом ТГУ. Новосибирский факультет с 1939 г. был филиалом Всесоюзного заочного юридического института (ВЮЗИ), затем передан Свердловскому институту (СЮИ) и в 1982 г. стал филиалом ТГУ с вечерним и заочным обучением. Мы же открыли очное обучение первыми в г. Новосибирске и, видимо, это как раз и затрагивало самолюбие местной юридической и управленческой общественности. Гонений и мытарств было немало. Приходилось почти еженедельно выезжать в г.Новосибирск для решения самых неожиданных вопросов. Например, поступила жалоба от родителей одной из студенток на злоупотребления администрации филиала. Ректор и проректор по учебной работе головной организации выехали в Новосибирск, чтобы на месте разобраться, в чем дело. Оказалось, что студентка вынуждена постоянно заниматься, тогда как ее подруги из других вузов после занятий в вузе свободно гуляют. Требования к студентам настолько жесткие, что студентка была вынуждена заниматься даже в летнее время и не имела возможности поехать в отпуск с родителями на Канарские острова. Но руководство головной организации с момента открытия института стремилось к тому, чтобы студенты работали с полной отдачей и зарабатывали диплом добросовестным отношением к учебе, а не покупали «корочки». Родители никак не могли понять, что после оплаты обучения студенты еще и трудиться должны.

Пожалуй, еще труднее, чем в г.Томске, решались вопросы о месте расположения филиала. Из Института народного хозяйства он перебрался в одну из школ, потом на территорию завода, где студентам приходилась заниматься аж в литейном цехе… Затем удалось переехать в учебное здание завода им. В.П. Чкалова, где раньше располагался факультет авиастроения технического университета. Условия для занятий были близки к идеальным, но становилась непосильной все возрастающая арендная плата, и руководство головной организации решилось на строительство своего помещения. Примерно через десять лет после открытия филиала удалось перебраться на собственные площади (сначала на ул. Шамшиных около железнодорожного вокзала, а затем с обменом на ул.Державина, 28).

Филиал проходил государственные аккредитации вместе с головной организацией и соответствует требованиям, предъявляемым Минобрнауки. Головная организация по мере возможности контролирует работу филиала и оказывает посильную помощь в организации учебного процесса. Государственные экзамены принимает комиссия, в составе которой представители головной организации и Томского государственного университета. Требования к уровню подготовки выпускников не ниже, чем в головной организации.


6.Особенности учебного процесса

Изначально до открытия института планировалось, что выпускники вновь создаваемого вуза должны быть основательно подготовлены не только по юриспруденции, но и по экономике. Одно без другого в реальной жизни не существует. Поэтому институт в названии (экономико-юридический) отражал свое целевое назначение, а среди учредителей был известный в г. Томске кандидат экономических наук Ю.А. Тонких, который курировал экономическую составляющую учебной программы.

Содержание учебного процесса проектировалось на основе знаний, опыта и здравого смысла основателей нового вуза с учетом необходимости обеспечить, с одной стороны, доступность обучения для всех желающих, с другой - качество выпускников, их конкурентоспособность в условиях новой рыночной экономики. Поэтому юристы первых выпусков наряду с правовыми дисциплинами изучали блок экономических, проходили практику после 3-го курса в хозяйствующих субъектах и сдавали комплексный итоговый экзамен по экономике как обязательный государственный экзамен. Спустя несколько лет по просьбе студентов комплексный экзамен был перенесен на 3-й курс и не приравнивался к итоговым. В процессе изучения такой дисциплины, как бухгалтерский учет, студенты роптали, но после окончания вуза начинали понимать, как он необходим в повседневной практике. А в последующие годы стали даже гордиться тем, что во время обучения в магистратуре к ним обращаются за консультациями по бухгалтерскому учету студенты, обучавшиесяся ранее в других вузах.

До открытия вуза проректор по учебной работе Л.И. Уханов произвел расчет по определению минимального количества студентов, необходимого для того, чтобы при заданной плате за обучение вуз мог содержать материальную базу, оплатить работу преподавателей и сотрудников. Получилось, что надо набирать не менее 50 человек на каждый курс. Поэтому, начав занятия с первой группой (17 человек), мы продолжили набор и со второй группой начали занятия в ноябре, а с третьей – в апреле следующего года. Разнобой в расписании затруднял учебный процесс и удорожал его. Пришлось искать варианты объединения занятий не только для групп первого набора, но и с группами летнего набора 1993 года. Выпуск в 1997 году состоялся в апреле, затем в июне, а не успевшие весной выполнить учебный план досдавали итоговые экзамены осенью. В общей сложности в 1997 году вручили 69 дипломов. Практика сдачи итоговых экзаменов весной и осенью прижилась и себя оправдывает. Особенно актуальной она стала после внесения изменений в ст. 27 Закона «Об образовании» о запрещении пересдавать повторно итоговый экзамен ранее, чем через год после получения неудовлетворительной оценки и сдавать итоговый экзамен не более трех раз в течение пяти лет. Студенты, не успевшие освоить весь учебный план в срок, получают возможность довыполнить его в летне-осенний период и получить диплом не следующей весной, т.е. через год, а осенью и раньше выйти на рынок труда.

Нестандартно, не первого, а 15 сентября, начинался учебный год. Чем это было вызвано?

В советское время в конце августа – начале сентября всех студентов по указанию партийных органов отправляли на сельхозработы в колхозы и совхозы на месяц и более. Чтобы избежать подобного всеобщего мобилизационного призыва, мы и начинали занятия позднее. Плюс еще два обстоятельства. Обычно к 1 сентября переполнен транспорт, потому что в Томск прибывает масса студентов из всех городов России. Иногда просто невозможно купить билет и приехать на занятия в срок. Мы решили, что рационально, если студенты в начале сентября не будут стремиться в Томск, а помогут дома себе и родителям запастись на зиму дарами природы, провести собственные сельхозработы. И только с 2011 года пришлось перейти на общероссийский график начала занятий, так как обязательные сельхозработы в колхозах и совхозах давно отменены, а двух недель для завершения полного учебного цикла по новым учебным планам катастрофически не хватает, если заканчивать учебный год до 1-го июля, как в других вузах. Продолжать учебный процесс в июле неудобно преподавателям из других вузов, которые в начале июля уходят в отпуск. Общий ритм работы российских вузов затягивает и нас.

Но не все наши новшества и предложения изжили себя. Например, с момента создания вуза у нас была 100-балльная система оценки знаний студентов, потому что она позволяет лучше дифференцировать оценки, чем четырехбалльная («неуд», «удовл», «хорошо», «отлично»). Нам она нужна была для более честного расчета платы за обучение в зависимости от академической успеваемости студентов. Сначала мы хотели установить плату в зависимости от успеваемости отдельно каждому студенту. Но бухгалтерия забраковала этот подход как излишне громоздкий и мало что дающий для стимулирования добросовестного отношения у учебе. Желание связать размер платы за обучение с успехами в учебе оставалось. Было разработано Положение о рейтинге (автор Л.И. Уханов) с указанием соответствия оценок по 4-балльной и 100-балльной шкалам оценок («отлично» – 90 – 100; «хорошо» – 75 – 89; «удовлетворительно» – 60 - 74). Эта шкала оценок применяется до сих пор. Приятно отметить, что Единый государственной экзамен (ЕГЭ) также оценивается по 100-балльной шкале, правда, с более низким порогом удовлетворительной оценки, причем разным по различным учебным дисциплинам.

Поскольку расчет оплаты в зависимости от успеваемости бухгалтерия отвергла, объявили конкурс среди студентов на поиск справедливой, по их мнению, системы поощрения отличников. Они предложили олимпийский вариант – первый по рейтингу со средним баллом за год не ниже 95 обучается в следующем году бесплатно, второй - со среднегодовым баллом не ниже 90, обучается за половину цены и третий со средним баллом не ниже 90 обучается за 75 % стоимости платы за обучение. Система прижилась. Если не оказывается в каком-то потоке нужного количества требуемых отличников, выделенная на поощрение сумма распределяется между следующими по рейтингу «хорошистами» со скидкой 10-15%. Для поощрения тех студентов, которые не попали в число вышеперечисленных счастливчиков, но завершили учебный год с хорошими и отличными оценками и со средним баллом за год не ниже 75, сохраняется размер оплаты по договору за прошедший год даже в том случае, если оплата обучения с учетом инфляции увеличивается. Подведение итогов варьирования по рейтингу и оплаты обучения проводится ежегодно. Может случиться так, что студент, получающий ежегодно хорошие и отличные оценки, завершит обучение за ту же плату, с которой начал обучаться на первом курсе.

Наряду с поощрением хорошистов и отличников существует материальное «наказание» нерадивых студентов. По договору оказания образовательных услуг студент оплачивает только разовую первичную аттестацию по каждой учебной дисциплине. Повторная аттестация студентов, получивших неудовлетворительные оценки при первой аттестации, оплачивается дополнительно по расценкам, ежегодно устанавливаемым Ученым советом института (первая пересдача 150 рублей, вторая – 250 рублей, третья, комиссионная, – 500 рублей). Конечно, взимаемые за повторные аттестации средства не покрывают расходов института на их проведение, но сам факт выделения из общей среды «двоечников» рассматривается как способ материального и морального понуждения их к более ответственному и усердному отношению к обучению. Об успехах и неуспехах студентов после каждой сессии кураторы студенческих групп сообщают родителям либо организациям, оплачивающим обучение.

Привлекательной для студентов выглядит возможность обучаться параллельно по другому направлению бесплатно с оплатой только аттестаций. Например, обучаясь по направлению «Юриспруденция», студент одновременно может осваивать бухгалтерский учет. После окончания вуза такой специалист будет более квалифицированно расследовать хозяйственные преступления, легче ориентироваться в финансовом положении собственной фирмы, а если станет работать бухгалтером, то будет хорошо подготовлен юридически.

Студентам заочного обучения разрешается учиться по индивидуальному плану и сокращать срок обучения и пропорционально сроку обучения уменьшить плату за обучение. Действует принцип «шведского стола» - заключил договор на год и за этот год осваиваешь столько учебных дисциплин, сколько сможешь (без дополнительной оплаты, если освоишь больше дисциплин, чем предусмотрено программой по данному курсу).

Участники и призеры профессиональных олимпиад поощряются отдельно, причем поощряются не только индивидуально участники, но и команды, занявшие призовые места.

Институт пытается внедрить практико-ориентированное обучение не только путем набора теоретических дисциплин. В специально оборудованных аудиториях проводятся учебные судебные процессы, студенты старших курсов участвуют в работе юридической клиники, что подтверждается специальным сертификатом с указанием изученных дополнительно к программам специальных теоретических учебных дисциплин и проделанной практической работы по бесплатному консультированию граждан. А сама работа в юридической клинике считается учебной практикой.

В последние 3 – 4 года итоговые государственные экзамены по специальности проводятся в два этапа. Сначала решаются практические задачи с использованием нормативных актов, а затем государственная комиссия принимает теоретическую часть экзамена. Если выпускник не решил ни одной задачи либо не ответил на теоретические вопросы, в том числе и по задачам, он считается не сдавшим государственный (итоговый) экзамен и не допускается к защите выпускной квалификационной работы (ВКР). Сдать экзамен повторно и защитить ВКР можно не ранее чем через год.

Требования образовательного законодательства, приказы Министерства образования и науки, а также введенный институтом метод стимулирования положительного отношения студентов к учебе позволяют выпускать специалистов, соответствующих запросам рынка труда.


7.О перспективах развития института

Двадцать лет институт готовит бакалавров по направлению «Юриспруденция», десять лет - по направлению «Коммерция». В связи с демографией и позицией руководителей страны, которые считают, что в стране переизбыток юристов и экономистов с высшим образованием, набор студентов на первый курс очного обучения в последние 2 года резко сократился. Если в прежние годы институт набирал по три – шесть групп студентов на очное обучение и около ста человек на заочное, то в последние три года набирается по одной группе очного и по две группы заочного обучения. На демографическую ситуацию повлиять невозможно, демографическая «яма» начнет выравниваться и, возможно, исчезнет не ранее 2017 года. Мнение высшего руководства страны о структуре выпускаемых вузами специалистов в ближайшие годы вряд ли изменится. Поэтому приходится изыскивать иные варианты сохранения и развития вуза, в частности активизировать работу приемной комиссии и расширять диапазон направлений обучения.

В 2012 году институт получил лицензию по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело», открыта кафедра менеджмента. В соответствии с новым законодательством внутри крупных направлений решением Ученого совета могут открываться профили, которые вуз в состоянии осилить. По направлению «Экономика» открыты следующие профили: коммерция; бухгалтерский учет, анализ и аудит; финансы и кредит. По направлению «Менеджмент» возможно открытие нескольких профилей. Получена лицензия по направлению «Торговое дело».

Таким образом, институт будет иметь следующие укрупненные направления обучения: «Юриспруденция», с которой и начинался институт, «Экономика», которая должна быть исходя из названия института, «Менеджмент» и «Торговое дело». Укрупненные направления предполагают наличие профилей обучения с учетом потребностей рынка и кадровых и материальных возможностей института.

Руководство страны и Министерство науки и образования не один год с самых высоких трибун упорно твердят об избытке юристов, экономистов, управленцев, о недостатке специалистов с техническим образованием и квалифицированных рабочих. Думаю, что утверждения об избытке юристов, экономистов, управленцев некорректны.

На семинаре в Лондоне, где было 40 ректоров российских вузов, мы задали вопрос профессору Лондонского правового колледжа: «Есть ли в Англии перепроизводство юристов?» Он долго не мог понять сути вопроса, а когда понял, рассмеялся и ответил: «Конечно, есть. Только хороших юристов катастрофически не хватает». Вот и у нас надо отличать лиц, имеющих диплом юриста, от высокопрофессиональных юристов, которых, на мой взгляд, тоже катастрофически не хватает. По свидетельству председателя Томского областного арбитражного суда, только 10 – 15% юристов выступают в судебных процессах грамотно и убедительно.

Думаю, что юридическое и экономическое образование будет полезно и для инженеров. Более того, считаю, что в той или иной мере экономическое и юридическое образование должен иметь каждый житель цивилизованной страны. В советское время, когда главными нормативными документами были Постановления ЦК КПСС и Совета Министров, а ст.6 Конституции СССР говорила, что единственной руководящей и направляющей силой является компартия, особого знания права не требовалось, важнее оказывалось знание партийных документов. При плановой централизованной экономике познание закономерностей экономического развития сводилось к критике капитализма и восхвалению социализма. Накануне перестройки настоящих экономистов у нас в стране вообще не было, а юристов на душу населения было кратно меньше, чем в Англии, и они выполняли роль обслуги партийной номенклатуры. Поэтому об «избытке» экономистов и юристов в России говорить преждевременно. У нас, например, еще не вошло в норму иметь семейного адвоката, для чего потребуется большое число юристов. Развитие малого и среднего бизнеса потребует массу современных экономистов или предпринимателей, имеющих экономическое образование. Управлять страной юридически и экономически грамотно будет, вероятно, сложней из единого центра шаблонными методами, зато коллективный разум станет разнообразней и общий потенциал человеческого капитала будет использоваться эффективней, чем в настоящее время. Попытка разрешить проблему «избытка» одних специалистов и нехватки других с помощью только административных мер малопродуктивно. Это можно сделать другим путем.

Законодательно ввести еще один уровень высшего образования - общее высшее образование с гуманитарным, физико-математическим и естественно-научным профилями. Уровни высшего образования будут выглядеть следующим образом: общее – 1,5 – 2 года; бакалавриат – 2,5 – 3 года; магистратура – 2 года.

После получения общего высшего образования человек может пойти в бакалавриат и далее в магистратуру либо на работу, где и освоит избранную конкретную рабочую специальность. В этом случае общее высшее образование будет выполнять функцию расширения кругозора, формирования мировоззрения, повышения социального статуса, а для тех, кто пойдет в бакалавриат, даст основательную базовую подготовку. Выпускники получат диплом о высшем образовании. Для страны выгодно готовить рабочих, продавцов, риелторов, военнослужащих с высшим образованием за два года, нежели за 4 - 6 лет. И специализированный бакалавриат получил бы более целеустремленных и подготовленных студентов.

На изменение состава студентов в лучшую сторону мог бы сказаться иной порядок бюджетного финансирования высшего образования. Если все деньги, выделяемые государством на содержание вузов, выдавать в качестве индивидуальных кредитов студентам на условиях договора с кредиторами в пределах возможностей погашения (отработки) кредита на оговоренных условиях, выиграли бы те вузы, которые хорошо учат и меньше берут за обучение. Думаю, что в этом случае ТЭЮИ по критерию «цена-качество» выпускаемого продукта оказался бы в числе первых в России. Но для этого необходима независимая от вузов и государства объективная оценка качества выпущенных специалистов (а не обучающихся студентов или поступающих абитуриентов) с опубликованием результатов в средствах массовой информации.

Разговоры о «перепроизводстве» юристов и экономистов неосновательны и даже вредны с точки зрения развития цивилизованного демократического общества, поскольку лучшим желательным (но недосягаемым) вариантом экономического и юридического образования является тот, при котором каждый гражданин такое образование будет иметь. По крайней мере, у каждой семьи должен быть свой адвокат, а у каждой фирмы малого и среднего бизнеса - умный экономист и грамотный юрист. Наши выпускники востребованы на рынке труда и без работы не остаются. Пока будут желающие обучаться, будет развиваться институт. Он был создан для расширения доступа к высшему образованию всех желающих и функцию эту успешно выполняет. Переполнение детских садов предвещает через некоторое время увеличение количества абитуриентов. Мы надеемся на помощь наших выпускников, которых с каждым годом становится больше. Если у них остались добрые воспоминания об институте, то они будут рекомендовать коллегам по работе, знакомым, их и своим детям поступать в наш институт для получения качественного образования за умеренную плату.


Приложение

Персональный состав кооператива «Право»:

  • Тирский В.В. – председатель
  • Евстратов Ю.И. – бухгалтер
  • Шеслер А.В. – кассир
  • Савич В.И.
  • Симангев А.Ф.
  • Скутин А.Ф.
  • Титов Н.Д.
  • Чернов В.М.
  • Шишкина Е.

В работе кооператива принимали участие (лекции, письменные экспертные заключения, консультации) В.С. Аракчеев, Г.Я. Клименко, Р.П. Мананкова, Г.Л. Осокина, А.Ф. Скутин. Выездные семинары проходили в гг. Новосибирске, Барнауле, Магадане, Улан-Удэ и др., курировал В.Я. Небольсин (г. Новосибирск).

Кооператив «Право» сначала располагался в Доме политпросвещения (ул. К.Маркса, 14), затем в помещении общества «Знание» (пр. Фрунзе, 3).